Савелий Мышалов: В «Локо» Лоськов начал с перелома
2 июня день рождения отмечает заслуженный врач России и ФК «Локомотив» Савелий Мышалов. Ему исполнилось 86 лет. А еще в этом году у Савелия Евсеевича славный юбилей - 60 лет в спортивной медицине, из которых 24 года прошли в нашем клубе.
Мышалов – один из самых известных спортивных врачей СССР и современной России. В футболе с 1970 года – работал на нескольких Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы.
В мае этого года Савелий Евсеевич объявил коллегам, что по окончании сезона выходит на пенсию. Команда выразила пожелание, чтобы Савелий Евсеевич провел заключительный матч чемпионата с «Зенитом» вместе со штабом на тренерской скамейке. К сожалению, накануне наш доктор почувствовал себя неважно и за ходом «золотого матча» был вынужден следить по телевизору.
Мы еще не раз встретимся с Мышаловым и поговорим о футболе. Материал журнала «Наш «Локо» от первого лица посвящен пяти выдающимся личностям, с которыми довелось поработать Савелию Евсеевичу.
ВАЛЕРИЙ ЛОБАНОВСКИЙ
сборная СССР, «Динамо» (Киев)
С Валерием Васильевичем я проработал целых 16 лет. Считаю его своим учителем! Лобановский – личность очень сложная. Окончил школу с золотой медалью, университет с красным дипломом. Изначально он не являлся специалистом в области спорта, но так быстро все впитывал, что очень скоро начал во всем разбираться. Валерий Васильевич всегда подбирал себе помощников, у которых мог бы чему-то научиться, что-то почерпнуть.
У Валерия Васильевича была своя программа, которой он был одержим. Она так и называлась - программа Лобановского - и он всегда ее четко придерживался. Во время одного из перелетов мы застряли в Чехословакии. Сидим в аэропорту, ждем. А по расписанию (точнее, по «программе Лобановского») надо было тренироваться. Так Валерий Васильевич в срочном порядке организовал тренировку прямо на поле рядом со взлетной полосой! Сильнейший ветер, вокруг самолеты взлетают – а мы бегаем, мышцы качаем.
Как-то набралась группа травмированных игроков, Лобановский передал их мне. Вместе со своей программой реабилитации. Футболисты ахнули: «Как выполнить такое?! Мы умрем!». Но сделали, конечно. Знали, что сопротивляться нельзя, Валерий Васильевич не отступит.
Кстати, я помогал тренеру не только сборной, но и в Киеве. Однажды обыграли в Москве «Локо» - 5:0, просто разорвали! Все удивлялись: «Какая у «Динамо» физика, как они бегут!». Так говорили даже иностранные тренеры.
Лобановский умел заложить фантастическую функциональную подготовку. Тренировки, конечно, были очень жестокими – но интересными. Матчи? Для Валерия Васильевича было очень важно, чтобы оба тайма не отличались друг от друга. Чтоб играли ровно, без спадов и подъемов.
Когда приезжали на сборы в Италии – на наши тренировки приходили все итальянские специалисты, конспектировали. Но мне и сегодня кажется, что они все равно ничего не могли понять.
Многие тренеры в те времена придерживались «программы Лобановского», но только он мог ее понять и реализовать как никто. Очень умный, организованный, стержневой тренер.
КОНСТАНТИН БЕСКОВ
сборная СССР
Константин Иванович Бесков – очень одаренный тренер. Он чувствовал каждого из ребят. Если для Лобановского снять кусок программы или дать ребятам лишний отдых – смерти подобно, то Бесков часто мог внести какие-то коррективы, не боялся поменять ситуацию.
Приехали на турнир. Прихожу к нему утром, перед подъемом, Константин Иванович говорит: «Слушай, они вчера сильно устали, пусть поспят сегодня». Ни от одного другого тренера я такого не слышал!
Бесков – очень гибкий тренер, понимающий. При составлении программы на тренировку всегда пытался предвидеть – где будет перебор, где наоборот недобор, кому из ребят что сейчас полезнее.
С Бесковым мы ездили на ЧМ-1982 в Испанию. Нам предстояла игра в Севилье, где была чуть ли не сорокоградусная жара. Старт – с Бразилией. Все команды ехали за 5-7 дней, чтобы подготовиться. Константин Иванович спрашивает меня: «Зачем нам ехать заранее? Мы же там с ума сойдем от жары! Полетели накануне матча». Отвечаю: «Так нас же руководители не поймут…» На что Бесков выпалил: «Да пошли они, эти руководители!». В итоге договорились, полетели в Севилью накануне. Бесков запретил выходить из отеля до матча, сидели в прохладе. На игру вышли свеженькие – против абсолютно «никаких» бразильцев! Эх, если бы не судья – мы бы тогда их точно обыграли…
Еще одно отличие от Лобановского – если Валерий Васильевич делал большой акцент на бег и «физику», то Константин Иванович наоборот – беготню из игры старался убрать. Намного важнее для него была тактика (в которой он отлично разбирался!), игра в стеночку, ведение мяча.
Лев ЯШИН
сборная СССР, федерация футбола СССР
Лев Иванович – выдающийся человек. Казалось бы, суперзвезда, обладатель «Золотого мяча». Но на Яшине этот статус никогда не сказывался! Обычный, простой человек, анекдоты с байками любил потравить.
У меня, как у врача, была одна претензия ко Льву – курил. Хотя в те времена это особо не запрещалось. Мог поругать, пожурить его, а он только отвечал: «Ну, чего ты пристал? Я что, плохо играю от сигарет этих?». Спорить было сложно – человек же настолько талантлив!
У Яшина были проблемы с желудком – язва, мучали изжоги. Приступы могли начаться прямо во время матча. Я в те времена смотреть игру ходил за ворота, и перед каждым матчем Лев спрашивал: «Савелий Евсеич, соду взял?!». Никогда не забывал! Кормил его содой прямо во время матча – желудок немного успокаивался.
Как-то Яшин поехал со сборной СССР в Италию – уже не как футболист, а как руководитель делегации. Всей командой мы отправились на матч «Фиорентины». Рассаживаемся. Все итальянцы, что сидели вокруг, даже не взглянули на поле! Все взгляды – лишь на Яшина. Шепот: «Это же ЯшИн, ЯшИн» (с ударением на «И»). Наши потом смеялись: «Лев, с тобой никуда нельзя ходить!».
Как его все любили, как к нему относились! Простых людей, простых футболистов так не любят. Яшин был особенный. Но при этом – очень простой.
Юрий СЕМИН
сборная России, «Локомотив»
Юрий Палыч – тренер-самородок. Уникальный тренер, просто созданный природой!
Мы с ним пересекались в сборной страны на чемпионате мира в Америке, где он входил в тренерский штаб. Несколько раз ездили с нашими супругами на отдых в Кисловодск. Еще тогда помню – прогуливались с ним по горным тропинкам, а он спрашивает: остались ли у меня какие-то записи Лобановского, можно ли посмотреть? Одно время в «Локо» Семин во многом придерживался программы Валерия Васильевича.
Хорошо помню звонок от Семина в 1994 году: «Савелий, есть разговор! Приезжай на базу в Баковку. Только с женой». Приехали. Он предложил мне перейти в «Локомотив». Посоветовался с супругой – она меня поддержала. Вот так все и началось.
Юрий Палыч очень хорошо понимает, как и с кем работать. Где нужно погладить по головке, а где надо отругать. Такое понимание пришло со временем. Помню, как в начале тренерской карьеры он на Саркиса Оганесяна мог и накричать. А Саркис же такой воспитанный, интеллигентный, скромный – ну нельзя на него кричать, вообще играть перестанет! А на другого футболиста, условно говоря, Юрия Дроздова – наоборот, только ор мог подействовать.
Я пережил с «Локомотивом» оба чемпионства, победы в Кубке. Победа в чемпионате-2002 году стала, наверное, самой эмоциональной. Мы так долго ждали этого золота!
И в 2004-м. Помимо самого матча вспоминается, как потом мы всей командой и штабом пошли в спортивный зал – а там столы ломятся! Как душевно было, как хорошо…
Работать с Палычем всегда было очень комфортно. Он, конечно, немного упрямый, но прислушивается к рекомендациям, умеет доверять и делить обязанности.
Неудивительно, что самые реальные шансы на чемпионство у «Локомотива» вновь появились только при Семине. Настолько они друг для друга созданы, просто неразлучны этот Палыч и этот «Локомотив»!
Дмитрий ЛОСЬКОВ
«Локомотив»
Дмитрий Лоськов – очень талантливый, яркий футболист. При этом, спокойный, «весь в себе» и очень умный.
Первое, что сделал Дмитрий, когда пришел в «Локомотив», так это сломал ногу. Неплохое начало! Шутка. Секрет успеха и лидерства Димы – сочетание таланта и желания постоянно совершенствоваться, работать над собой.
Лоськов – футболист, который следил за здоровьем побольше многих! И это тоже очень важно. Несмотря на то, что в команде Дима был «первым среди равных», он никогда не пытался выделиться. Да, мог взять слово, на правах капитана кого-то отстоять. Но всегда прислушивался к советам и рекомендациям со стороны медицинского, административного штабов; не смотрел свысока, не пытался пользоваться своим авторитетом.
Однажды мне предстояла операция – шунтирование на сердце. Я находился в клинике, ожидал. В этот момент звонок от Лоськова – сейчас уже не помню, по какому поводу. Говорю – «Ой, я тут в клинике, мне предлагают шунтирование на сердце. Я боюсь». – «Чего вы боитесь? В этом нет ничего страшного, не надо переживать!». В тот момент эта поддержка оказалась для меня очень важна. До сих пор Димку мысленно за тот эпизод благодарю.
В июне прошлого года мне исполнилось 85. Первый, кто меня поздравил, был Дима Лоськов.