День в истории. Переигровка с «Тиролем»
8 сентября 2001 года состоялась знаменитая переигровка матча между «Локомотивом» и «Тиролем».
«Железнодорожники» встретились с австрийским клубом в третьем отборочном раунде Лиги чемпионов-2001/02. «Локо» одержал две победы — 3:1 дома и 1:0 в гостях и должны были спокойно готовиться к матчам группового этапа, но в дело вмешались чиновники УЕФА.
Во второй игре случился спорный эпизод — арбитр Марио ван дер Энде показал жёлтую карточку Владимиру Маминову, которая, судя по всему, предназначалась Руслану Пименову, уже имевшему «горчичник». Несмотря на то, что в послематчевом протоколе арбитр записал фамилию Маминова, комитет УЕФА удовлетворил протест «Тироля», решив, что судья ошибся. Итоги матча аннулировали, переигровку назначили на 8 сентября, дисквалифицировав при этом Пименова.
— Наверное, я меньше остальных игроков удивился, — рассказывал капитан «Локомотива» Игорь Чугайнов. — Оставался тогда после победы на допинг-контроль. И мне один человек сказал (не буду говорить, кто): «Вы сюда ещё вернетесь». Думаю, там всё запланировано было. Когда судья дал жёлтую вместо Пименова Маминову, ему помощник показывал: мол, ты не тому карточку даешь. А он в ответ: всё под контролем. Ну вот… Это даже не Грэм Полл, который нашей сборной в Словении в 2001-м пенальти ни за что дал на последней минуте. Тот хоть честно потом признал — да, ошибся.
— В групповой турнир Лиги чемпионов мы пробивались через матчи с «Тиролем», — вспоминал ветеран «Локомотива» Владимир Петрович Коротков. — Голландский судья Марио ван дер Энде во второй встрече ошибся, и нас заставили провести переигровку. Как это объяснили? Завуалированно: судейская ошибка, которая повлияла на результат матча — всё, переигровка. Само решение было ни разу не убедительным. Команда, понятно, возмущалась — ещё один матч, тем более, осенью, когда в России наступает пора решающих игр. Трудно было оформить въезд в Австрию — посольство противилось делать нам многократные визы.
Ещё одной проблемой стал календарь. Переигровка совершенно не входила в планы «Локомотива» — команда готовилась к старту на групповом этапе Лиги чемпионов 11 сентября. Кроме того, некоторые игроки «Локомотива» только за день до вылета в Австрию вернулись из расположения сборной России. Тем не менее, футболисты и тренерский штаб не упали духом.
— «Локомотив» в эти дни получил невиданную народную поддержку, — говорил Юрий Сёмин перед матчем. — Не зря говорят, что беда русских объединяет. И в эти дни к нам потоком идут письма, телеграммы с разных концов страны. Люди выражают солидарность с нашей командой, желают, даже требуют успеха в переигровке с «Тиролем». Думаю, в последние дни армия болельщиков «Локомотива» выросла, и мы не имеем права их подвести.
— Мы о переигровке услышали впервые, кстати, от Черчесова — Станислав Саламыч тогда же в «Тироле» был, — рассказывал бывший технический директор «Локомотива» Хасан Биджиев. — Приехал к нам на ужин и сообщил: так и так, судья показал жёлтую карточку не тому игроку… Мы долго не верили, что из-за этого матч могут переиграть. Но «Тироль» тогда был на грани банкротства, выход в Лигу чемпионов позволил бы решить проблемы. А главное — их президент клуба дружил с Францем Беккенбауэром, легендарным футболистом и суперавторитетным в европейском футболе человеком. Это всё и определило, наверное. Был интересный эпизод: УЕФА предписал, чтобы прибыль от игры разделили пополам. Но потом «Тироль» начал вести себя некрасиво и отказывать: подавайте в наш австрийский суд. Мы посовещались с другими руководителями клуба, Филатовым и Шагиняном. И поняли, что проще обратиться не туда, а в УЕФА, где нам вообще удалось выстроить добрые взаимоотношения. И правильно сделали: нам ту сумму компенсировали. Ну а на поле мы их наказали, прошли дальше. И в итоге — нет худа без добра! — эта история только на пользу пошла, добавила «Локомотиву» болельщиков. Тогда ведь без преувеличения вся страна переживала за нас, трансляция переигровки побила все телевизионные рейтинги. Приходили письма даже от шахтёров Воркуты: «Не дайте вас пройти, постойте за Россию».
— Мы чувствуем, что в эти дни нас поддерживает вся страна, — говорил герой предстоящего матча Руслан Нигматуллин. — Ребята в сборной постоянно подбадривали нас, смысл их пожеланий сводился к одному: накажите австрийцев, восстановите справедливость. Выходя на поле в Инсбруке, мы будем помнить, что представляем не только клуб, но и честь России — как бы высокопарно эти слова ни звучали. Мы находимся в такой ситуации, что не можем играть спустя рукава.
Переигровка получилось невероятно тяжелой. «Тироль» нанёс по воротам более 40 ударов, но Нигматуллин провёл, пожалуй, лучший матч в карьере. Несмотря на поражение 0:1, «Локомотив» вышел в групповой этап Лиги чемпионов.
— Я вратарь мирового класса? Ну это вы загнули! — скромничал Руслан после игры. — Я всё-таки на земле стою, а не в облаках летаю. Сыграл я, конечно, неплохо, но всему надо знать меру. Групповой турнир Лиги, где нам играть с грандами, покажет степень моей квалификации.
— Результат в высшей степени справедлив, — говорил после матча Юрий Сёмин. — Мы испытывали постоянный психологический прессинг, гадали — состоится переигровка или нет. Футболисты уже отпраздновали победу, а возвращаться в исходное турнирное положение, поверьте, нелегко. Никто не верил, что придётся опять лететь в Инсбрук. Не было прежней лёгкости, многое не получалось из-за того, что шесть игроков приехали из сборных за день до вылета в Инсбрук в различном состоянии: одни дней десять не играли, оставаясь на скамейке запасных, другие, как, например, Измайлов, были выжаты как лимон.
Третий отборочный раунд Лиги чемпионов-2001/02. Переигровка
«Тироль» (Австрия) — «Локомотив» (Россия) — 1:0 (1:0)
Гол: Бжечек, 30 (1:0).
«Тироль»: Циглер, Коглер, Цвиссиг, Кирхлер, Гилевич, Бжечек, Ибертсбергер (Глидер, 57), Хертнагль, Ежек, Баур, Марасек (Сиди Бе, 76).
«Локомотив»: Нигматуллин, Нижегородов, Лекхето, Сенников, Чугайнов, Обрадович, Игнашевич, Измайлов, Лоськов, Маминов, Обиора (Джанашия, 55).
Предупреждения: Глидер, Баур, Хёртнагль — Лоськов, Измайлов, Сенников, Нижегородов.
Удаление: Хертнагль, 64.
08.09.2001. Инсбрук, стадион «Тиволи». 15 500 зрителей.
Первый матч — 1:3