У школы «Локо» новый директор

У школы «Локо» новый директор
Новым директором детско-юношеской школы «Локомотива» стал Максим Мотин, ранее занимавший должность заместителя директора ФК «Москва» по развитию. Анонсируя его приход на эту позицию, президент нашего клуба Ольга Смородская заметила: «У Максима имеется богатый опыт в организации детского спорта, причем его философия развития академии та же, что и у меня – а это очень важно».

Именно с вопроса о философии работы клубной академии начался наш разговор с ее новым директором.

- Главная задача детско-юношеской школы – подготовка игроков для основного состава, от этого никуда не деться, -
сказал Мотин в интервью официальному сайту. – При этом с точки зрения инфраструктуры школа «Локомотива» - пожалуй, лучшая в стране. У нее есть целых два равноправных отделения – черкизовское и перовское. Помимо молодежной команды есть еще фарм-клуб «Локомотив-2», так что, если футболист молодежной команды еще не готов сразу идти в «основу», у него есть возможность поиграть в молодежном составе, затем в «Локо-2» на взрослом уровне, «обрасти мясом». Все предпосылки к тому, чтобы все это функционировало как единая система, у «Локомотива» есть. Сразу хочу сказать: никаких серьезных революций в ближайшее время не будет. Помимо меня в школе появится один новый человек – Владимир Иванович Юрин. Этот известный в прошлом футболист и тренер, очень заслуженный в футболе специалист. Он будет отвечать за спортивную часть. Владимир Иванович, наверное, один из сильнейших методистов, особенно в работе с детьми и юношами. А философию школы я бы кратко обозначил так: «Академия «Локомотива» - академия будущего».

- Что такое «академия будущего»?

- Если мы берем 10-летнего мальчишку, важно осознавать, что на высоком уровне ему играть в футбол не здесь и сейчас, а только через восемь – десять лет. Когда будут совершенно другие скорости, другой ритм игры и другие требования к выносливости. Футболист должен быть конкурентоспособным на этом уровне. А наша задача – верно определить тенденции развития мирового футбола, динамику. И предвосхитить те качества, которыми должен будет обладать футболист в будущем.

- Можно ли сказать, что эта слабое место для большинства школ?

- В том числе. Это связано с тем, что многие работающие в детском футболе люди – консерваторы и боятся чего-то нового. Скажем, ведущие школы в Европе перешли уже к системе, когда за маленьких детей отвечает одна тренерская группа, за более старших – другая и так далее. В России же и сейчас в большинстве школ один и тот же тренер ведет одну команду от 6 до 17 лет, хотя в разном возрасте требуются различные навыки и требования. Процесс перехода из одного возраста, элементарно с поля одного размера на большее должен быть безболезненным. Это и есть правильная методика. К счастью, в «Локомотиве» с этим проблем нет.

Еще один негативный момент – зацикленность на результате. Сразу хочу сказать, что ни в коем случае не буду требовать от тренеров результата и побед любой ценой. Это гораздо более серьезная проблема, нежели об этом принято думать. Детей с юных лет терроризируют этой погоней за результатом: на тренировках – наставник, дома – родители. Между тем, до определенного возраста удовольствие должны приносить не столько победы, сколько сам процесс игры в футбол. Не говоря уже о том, что на самом футболе замыкаться нельзя. После окончания школы человек должен быть в первую очередь образованным. И даже если по каким-то причинам ему не удается связать свою жизнь с профессиональным футболом, он должен суметь найти себя в обществе. Только тогда он будет по-настоящему благодарен клубу и этой команде. Именно так воспитывается клубный патриотизм  - еще один ключевой момент философии клубной академии. Если я узнаю, что ребенок болеет не за «Локо», а за какую-то другую команду, предложу ему и его родителям рассмотреть вопрос перевода в ее школу. Это жестко, но оправданно. В конце концов, в этом есть и прямой расчет: ведь после выпуска такого игрока может забрать другой клуб, тогда как «Локомотив» уже вложил в его воспитание серьезные средства.



- Какую из виденных вами школ назвали бы образцом для подражания?

- Из последних мне очень понравилась школа «Эвертона», где выработали целую философию по воспитанию футболистов – вся структура клубной академии направлена на поиск личностей. Ведь именно личности в конечном итоге становятся звездами. На футбольном поле это достигается просто: до 14 лет тренеры наблюдают за игроками и их индивидуальными качествами и предпочтениями, не загоняя их в жесткие тактические рамки и не расставляя жестко по позициям. Так появляется представление, о том над чем можно будет сделать упор в будущем.

Есть и еще один аспект. В России мы непременно хотим уже в 17 лет иметь готового игрока уровня премьер-лиги. Это практически невозможно, зато часто приходится слышать о нестабильности молодежи. В Англии школы ориентируются на другой возраст – 20-22 года. К этому рубежу уже можно говорить о добротном игроке, готовом ко взрослому футболу уровня премьер-лиги. В 17 лет этим требованиям соответствуют единицы, самородки.

Другая сторона – собственно развитие личности. У детей должно быть больше способов коммуникации, нежели просто футбол: походы в театры и на выставки, акцент на отдельные предметы в общеобразовательной школе – такие, как иностранные языки. Работа в этом направлении – главные и первые изменения, которые произойдут в академии «Локо». А революцию устраивать не имеет смысла.

Павел Новиков, пресс-служба ФК "Локомотив"

21 Октября 2010 18:59

Теги: школа

последние Публикации